Не первый раз читаю о всяко-разных заморских архитектурных стилях. Модерн, натюрель, крафтсмэн, минимализм… Кто шале рекомендует, кто на скандинавскую стилистику советует взор обратить, кому без прованса у нас вообще не жизнь. Обязательно все избы надо переделать под Шотландию или Норвегию как минимум. И стало мне за державу обидно. Неужели наши предки таки ничего стоящего не придумали, чтобы мы свои дачи по чужим стандартам строили?

Ничуть не претендую на научность архитектурных изысканий. Как говорила моя бабушка: «Я уже забыла больше, чем ты знаешь». Вот и я постараюсь рассказать о том, что помню.

 
Давайте посмотрим на простой пример — северную избу. В таких жили наши предки и сто, и двести, и триста лет назад. В ней, поколение за поколением, оттачивали рациональность, практичность, здравомыслие. Постройки максимально приспособлены к суровому климату. Простота и удобство — главные преимущества планировки. Все помещения собраны под одной крышей. Это монументальное строение, позволяющее в холодное время года не покидать его пределы, занимаясь домашними хлопотами.

Отдельно стоящими сооружениями были только амбары и бани. Баня потому, что считалась пожароопасным местом и, к тому же нечистым. Здесь положено было встречать жизнь первым купанием и завершать ее последним омыванием. Здесь снимали крест, чтобы погадать на Рождество. Амбар — для запаса провизии на всю семью. Он должен сохраниться, даже если дом пострадает от пожара. Вход в амбар всегда просматривался из окон дома. И это было единственное строение, которое закрывали на замок.

Дом-брус — вытянутое длинное прямоугольное строение, состоял из жилой и хозяйственной части под общей двускатной крышей. Жилая часть, выходящая на фасад, занимала меньшую площадь (около трети всего строения).

Часто избу рубили в два этажа. Жилая часть была разделена на «зимник» и летнюю горницу. Зимой, когда требовалось максимально сберегать тепло, семья жила в зимней части избы. Там и потолки пониже, и окна поменьше. Такое помещение прогревается быстрее.

В теплое время года, когда ласковое солнышко позволяло не топить печи, изба становилась просторнее за счет летних комнат с высокими потолками и большими окнами.

Под крышей, в треугольнике фронтона — окно девичьей светелки.

Главное правило внутреннего пространства — у каждого обитателя своя зона, у каждой вещи — свое место. Рядом с печью, утварью, посудой — бабий кут.

Здесь владения хозяйки дома. Вся кухонная утварь. Сюда мужику заходить негоже.

У двери, ближе к выходу, мужская лавка. У окна удобно примостилась прялка. Колыбель для младенца подвешена к потолку и устроена так, что качать ее можно, не вставая с кровати. С противоположной от «бабьей» стороны — мужская половина. Здесь хозяин плетет из бересты, делает туеса.

Готовит товар к ярмарке.

В углу у печи умывальник. У теплого печного бока вода в нем не студеная.

Сени делят помещение на жилую и хозяйственную часть. С улицы в сени ведут несколько ступенек.

И здесь все основательно, надежно, на века.

В сенях хранили инвентарь, воду; молодежь устраивала посиделки на лавках вдоль стен. Здесь же дверь в подклет. Там запасы продуктов: квашеная капуста, грибы-ягоды.

Сени — тамбур, сохраняющий тепло в жилой части. 

Хозяйственный двор двухуровневый, с взвозом. По нему лошадь, запряженная в телегу или сани, могла завезти груз сразу на второй этаж.

Взвоз был сооружением надежным. Была возможность сделать фотографию во время ремонта.

Вообще, все в крестьянском доме делалось на совесть, на века. Хоть и не баран, но долго стояла, уставившись на новые ворота. До чего же хороши!

В хозяйственной части на первом этаже: конюшня, скотный двор, птичник. Повышенная влажность помещения (навоз, испарения) — все это сокращает срок службы деревянных конструкций. Хочется обратить внимание на то, как была решена эта проблема. Меня восхищают подобные разумные архитектурные решения.

Сруб можно было заменить, не разбирая основное строение. Просто разобрать сгнившие бревна и заменить их на новые.
Вот еще один пример подобной конструкции: основное помещение удерживают крепкие колонны, а нижнюю часть можно собирать и разбирать, как конструктор «лего».

И еще ракурс:

На втором этаже хоздвора, на повети — запас сена, место хранения летнего инвентаря, лодок, телег, мастерская хозяина дома.

Здесь недолгие зимние дни мужчины коротали за шитьем лодок, вязкой сетей, починкой телег, подготовкой инвентаря к летнему сезону. Здесь обустраивали жернова и мололи зерно.

Целесообразность форм, многовековая традиция строительных приемов, единение с природой: все это — русская северная изба.

Простота и рациональность стиля скрашивалась многочисленными архитектурными деталями, которые, помимо выполнения сугубо практических задач, одновременно служили нарядным убранством дома. Все украшалось резьбой: торцы слег прикрывали и защищали от непогоды резные причелины, укрепленные по краю ската.

Кровлю по коньку завершал охлупень, конец которого, выступающий над щипцом, мог изображать птицу или коня. «Конь на крыше — в избе тише».

На стыке двух причелин крепилось «полотенце» (ветренница) — оно закрывало стык досок от дождя и служило еще одним украшением дома.

Основа крыши — слеги. Они врубались с выступом и образовывали свес кровли.

По ним крепились курицы — стволы елей с частью корня, который служил естественным креплением для водосточного желоба. И даже эти сугубо практичные детали были украшены резьбой. Естественной гидроизоляцией служила кора берез — береста. Она защищала древесину от контакта с водой, быстро просыхала, не гнила.

Пологие скаты кровли удерживали снег, служащий зимой естественным утеплителем, большие выносы защищали стены от непогоды, отбрасывая осадки далеко от их основания.

Вся форма строения не вступала в конфликт с окружающей средой, прекрасно вписывалась в ландшафт. Добрые силы оберегали дома от злых сил и дурного глаза. Обереги были в резьбе, росписи, тканых узорах, вязаных орнаментах.

Казалось бы, как можно украсить сруб? Но и здесь находилось место творчеству и фантазии.

Кузница. Место пожароопасное, поэтому на краю деревни. Перед домом привязь. Станок, на котором подковывали лошадей.

В кузнице земляной пол.

Печь топили каменным углем, чтобы достичь необходимой температуры для обработки металла.

Русский «крафтсмэн» — дом гончара. Гончарный круг закреплен на скамье, на специальной оси. Изделия для детей — свистульки и игрушки. Для взрослых — различная посуда.

Хотелось бы еще рассказать о многом. О северном лесе — надежном и долговечном строительном материале.

О «бюджетных» заборах.

О детских забавах.

Качелях, сделанных без единого гвоздя.

Обустройстве спуска с холма.

И о многом-многом другом, неоправданно забытом, скромно существующем в редких музейных экспозициях.

Понятно, что сейчас не найти 470 кубометров леса, чтобы построить дом. Но и запросы у нас скромнее, потому как семьи меньше. И современных средств, облегчающих жизнь, не счесть. Но давайте не забывать, что есть русский стиль — наш, родной!

published on cemicvet.ru according to the materials 7dach.ru

adminЛандшафтный дизан
Не первый раз читаю о всяко-разных заморских архитектурных стилях. Модерн, натюрель, крафтсмэн, минимализм... Кто шале рекомендует, кто на скандинавскую стилистику советует взор обратить, кому без прованса у нас вообще не жизнь. Обязательно все избы надо переделать под Шотландию или Норвегию как минимум. И стало мне за державу обидно. Неужели наши предки таки...