Загадки Третьяковской галереи: Какие секреты скрывают полотна Крамского и Врубеля

Уникальная коллекция музея насчитывает более 180 тысяч произведений русского искусства разных эпох и стилей. И за каждым шедевром Третьяковки стоит своя история, изучение которой похоже на захватывающий детектив. Впрочем, детективы тоже не обошли стороной картины из музея. Какую роль в жизни галереи сыграли итальянские полицейские, почему Иван Крамской разрезал на части последний прижизненный портрет Николая Некрасова и как нашлось навсегда утраченное произведение Врубеля?

Государственная Третьяковская галерея

Кража в Генуе

В 1991 году в Генуе экспонировалась выставка Третьяковской галереи «Русское искусство эпохи Александра II». Выставка пользовалась популярностью, по информации от галереи, её посетило за три месяца столько зрителей, сколько не посещало музей за год.

А в ночь с 25 на 26 сентября из галереи «Villa Croce» было похищено 18 из 76 картин. Расследование длилось два месяца. После ареста стало ясно, что преступники воспользовались грозой в ночь ограбления, с помощью лестницы проникли в окно галереи, а затем вынесли полотна и погрузили их в грузовик.

Музей «Villa Croce»

Илья Репин «Отдых»

Тогда об ограблении писали практически все итальянское газеты, к поиску картин подключился Интерпол. Через две недели было обнаружено большинство полотен, а вот картину Ильи Репина «Отдых» обнаружили последней на чердаке дома, в котором жил один из грабителей. Преступники, похитившие полотна, плохо представляли себе, какую ценность они имеют. И предлагали их к продаже в антикварных лавках Италии. Однако так и не смогли сбыть ни одного шедевра русской живописи. Зато итальянские полицейские успешно раскрыли это громкое дело и передали картины законному владельцу — Третьяковской галерее.

«Н. А. Некрасов в период «Последних песен»» Ивана Крамского

Иван Крамской, «Н. А. Некрасов в период «Последних песен»»

Долгое время специалисты музея не могли разгадать тайну последнего прижизненного портрета поэта Николая Некрасова. Внимательный зритель мог заметить, что на картине есть следы разрезов. Лишь в 2006 году специалисты Третьяковской галереи получили в своё распоряжение оборудование, с помощью которого можно было исследовать картину в полном объеме.

Вблизи на картине отчётливо видны следы разрезов

По заказу владельца галереи Павла Третьякова Иван Крамской должен был написать портрет Николая Некрасова. Однако художнику было поставлено условие, что портрет должен быть прижизненным. Иван Крамской посещал поэта в те дни, когда Некрасов был уже очень болен и все дни проводил в постели. Художник работал урывками, по 10-15 минут в день. На первоначальном портрете Некрасов был изображен в том виде, в котором видел его художник: лежащим в постели.

Изображение Николая Некрасова состоит из семи частей

Когда полотно было окончено, члены семьи Крамского воспротивились такому изображению великого поэта, о чём в личной переписке и сообщил автор картины Павлу Третьякову. Чтобы показать на портрете несокрушимую силу духа Николая Некрасова, Иван Крамской разрезал полотно на несколько частей и собрал картину заново, увеличив холст и включив в него фрагменты уже готового портрета. В результате поэт оказался не лежащим, а сидящим на постели. Окончательный портрет, который сегодня находится в Третьяковской галерее, состоит из семи кусков. Художник собрал их, как мозаику и дорисовал необходимые детали интерьера. При этом он не стал сшивать куски, а склеил их с обратной стороны толстым слоем мастики.

Иван Крамской. Автопортрет 1874 г

При этом на портрете стоит дата 1877 год, хотя заканчивал своё произведение Иван Крамской в 1878 году, уже после смерти великого русского поэта. Специалисты Третьяковки объясняют данный факт тем, что художник лучшим стихотворением Николая Некрасова считал песню «Баюшки-баю», написанную 3 марта 1877 года. Эту дату он и обозначил в своей подписи.

«Принцесса Грёза» Михаила Врубеля

Михаил Врубель, «Принцесса Грёза»

История картины Михаила Врубеля полна парадоксов и тайн. «Принцесса Грёза» писалась художником по заказу известного мецената Саввы Мамонтова для украшения павильона живописи и искусств в Нижнем Новгороде. Павильон должен был стать одним из отделов Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки. Предполагалось, что художественный отдел будет украшен двумя масштабными панно над входами. Именно их и заказали Михаилу Врубелю. Эскизы панно «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» утверждал сам император Николай.

Михаил Врубель, «Принцесса Грёза», эскиз

Когда работы заняли своё место оказалось, что они гораздо интереснее, ярче и талантливее, чем все картины, выставленные в самом павильоне. Почтенная комиссия повелела панно снять с формулировкой «нехудожественные». Члены Академии художеств вне только раскритиковали работы художника, но и устроили ему настоящую травлю.

Однако Савва Мамонтов выстроил дня работ Врубеля отдельный павильон, испросив согласие художника на их демонстрацию. Из-за гонений на него со стороны Академии художеств Михаил Александрович уехал из Нижнего Новгорода, оставив картины не вполне законченными. Недописанные части по эскизам автора заканчивали художники Коровин и Поленов.

Мозаика «Принцесса Грёза» на фасаде гостиницы «Метрополь»

После окончания выставки Савва Мамонтов хранил панно в своей опере, а затем «Принцесса Грёза» и «Микула Селянинович» бесследно пропали. В 1956 году в небольшом сарайчике при Большом театре взялись разбирать хлам, в нем хранящийся, чтобы саму пристройку снести. В самом низу, под завалами старых декораций и реквизита был обнаружен скомканный огромный холст. Поначалу его хотели просто выкинуть, но в последний момент решили пригласить специалистов Третьяковской галереи для оценки непонятного полотна. Для того, чтобы развернуть картину, понадобилось перекрывать дорогу перед Большим театром. Каково же было удивление, когда на холсте площадью в 94 метра квадратных во всей красе предстала «Принцесса Грёза» Врубеля. А на гостинице «Метрополь» напротив красовалась мозаика, изображавшая эту же картину!

Михаил Врубель, «Принцесса Грёза» в зале Третьяковской галереи

Долгое время специалист Третьяковки просто не знали, что делать с этой бесценной находкой. Сначала для хранения панно заказали специальный вал, на который накатали холст. Позже было принято решение реставрировать картину, а во время реставрации Третьяковской галереи в 1996 году специально для демонстрации панно спроектировали зал, где теперь висят полотна Михаила Врубеля и проводятся концерты.

Вряд ли мы могли бы сегодня созерцать и любоваться шедеврами русской живописи, если бы не событие, которое произошло более 125 лет назад. дело всей его жизни — коллекцию произведений русского искусства, которую он собирал почти 40 лет.

Источник: kulturologia.ru

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook:

published on cemicvet.ru according to the materials lamp.im — Под лампой

adminИнтересное вокруг
Загадки Третьяковской галереи: Какие секреты скрывают полотна Крамского и Врубеля Уникальная коллекция музея насчитывает более 180 тысяч произведений русского искусства разных эпох и стилей. И за каждым шедевром Третьяковки стоит своя история, изучение которой похоже на захватывающий детектив. Впрочем, детективы тоже не обошли стороной картины из музея. Какую роль в...