Дорога на Бугрино.

За 14 лет работы на Колгуеве, как только не приходилось мне добираться на работу и обратно. Самолётом, вертолётом, кораблём, на катере, пэтээской ( ПТС- плавающее транспортное средство, вездеход на гусеницах) . На пене — пеной у нас называют большой лист металла, на который заезжает грузовик, а лист тянет трактор-болотник — это когда весной уже совсем дороги нет. А кто-то жалуется на давку в метро по утрам…

Но на снегоходе — не приходилось. И вот  — случилось. Вернее, не на самом снегоходе, а на санях:

До этого я всего два раза ездил на снегоходах: в Хибинах по ущелью Кукисвумчорр и в Финляндии по Лапландии. Но то были туристические аттракционы и впечатления у меня остались самые положительные. Тогда за удовольствие приходилось платить, а на Колгуеве предстояло путешествие за бесплатно и я с нетерпением ждал новых впечатлений. Но реальность, как всегда, оказалась несколько иной.

Как я оказался на санях — это отдельная история. Прилетели мы все на вахту вертолётом, два борта. А на смену вахт на остров должна была прилететь очередная комиссия и мест в вертолёте для нас троих не оказалось: пилоты не захотели лететь через море с перегрузом. И троих самых ненужных людей (меня в том числе) решили отправить через Бугрино (единственный населённый пункт на Колгуеве) регулярным рейсом. На Бугрино из Нарьян-Мара вертолёт летает раз в две недели зимой, летом раз в неделю. И как-то так совпало, что рейс пришёлся на тот же день, что и наш вахтовый чартер. Но до посёлка надо ещё добраться, а это 50 км по тундре (дорог нет!).

И вот мы 15-го апреля ждём снегоходы с Бугрино. Обещали после обеда, но приехали они уже после ужина. Мне достался Буран с деревянными самодельными санями. Подошёл водитель, познакомились, зовут Антон. На санях к деревянным доскам настила был привязан пластмассовый ящик для поклажи и всё.   Антон сказал: " Твёрдо сидеть будет, однако!" Признаться, я тоже это заметил. Я как-то по-другому предсталял себе путешествие… Сходил за матрасом, к ящику примотали мою дорожную сумку, всё это накрыли матрасом и привязали верёвками к саням. Антон даже шкуру оленя положил на сиденье. Получился вот такой трон:

Рюкзак с фотоаппаратурой я в короб класть побоялся и попросил привязать за ручку перед собой: и это было очень правильное решение! Потому как держать его в руках было бы очень тяжело и опасно.

Осмотрев получившуюся конструкцию, я спросил у Антона: " А не вывалюсь ли я по дороге". На что он ответил: "Так я же оглядываюсь иногда и остановка будет через 50 минут…" Успокоил. Похоже, процесс падения на скорости 20-30 км/час его не очень беспокоил — дело житейское. Убедил… В случае нештатного покидания транспортного средства они найдут меня как нибудь, когда нибудь, возможно, если получится…  Меня же сократили: "Геофизик не нужен!"-  как у Данелии в Кин-дза-дзе. Правда там скрипач был, но какая разница?

И мы поехали. Прощай ЦСП! В тот день я снял панорамку на память о посёлке. Не самый лучший ракурс, ну "чтобы было"(по клику открывается большой формат).

И тут такое началось: сани нещадно трясло на сугробах, бросало из стороны в сторону. Как хорошо, что я рюкзак привязал: вылетел бы вместе с ним или порознь. Я держался обееми ркуками за сиденье, через полчаса руки начали ныть, но дорога стала получше и появилась возможность держаться одной рукой, чтоб вторая отдыхала. И тут внезапно опустился туман. А мы уже ехали по кромке, рядом с морем. Я слышал, что так люди гибли: в тумане заезжали по ошибке на морской лёд, а он тонкий проваливался — Баренцево море-то не замерзает полностью. Страшно стало, но я включил мозги, пригляделся: мы ехали по старому снегоходному траку и его в тумане было хорошо видно — опасности с этой стороны не было. Лишь бы пурга не началась…

И вот первая стоянка. В тумане, солнце уже село, это сумерки.

Вот такой я стою веселый и счастливый (в центре).  Подходит старший Николай, спаршивает: "Ну как?" Я отвечаю, что похоже, в Мурманске я дня два сидеть не буду… Он смеётся, шутка удалась:

А это была не шутка: очень жёстко было. Ещё и руки болели. Но оказалось, что дальше дорога стала намного мягче. Сначала струги на снегу были поперёк пути, а потом мы поехали вдоль струг по озёрам и трясти стало меньше. И ещё я догадался держаться не за настил, а за верёвки — и рукам стало намного легче. Я раньше ездил на санях, но лёжа — и это намного комфортнее, чем сидя.

Но мы ехали, я смотрел по сторонам. К сожалению, из-за тумана так и не рассмотрел толком окрестностей. Не снимал, это было бы глупо: на очередном сугробе можно было бы потерять камеру или самому вывалиться. И тогда только ждать: из-за шума двигателя меня бы не услышали, кричи — не кричи…

И вот ровно середина пути. Темнота, туман и очень холодно из-за влажности: море то в нескольких десятках метров. Мороз — 15, но ощущается, как реальный дубак.

Ноги замёрзли — тёплых носков оказалось недостаточно, а термогольфы я не надел… Если вам предстит ехать на санях больше часа, то одевайтесь потеплей: из-за того, что сидишь и не двигаешься — коченеешь так, что потом на остановке движением-прыганьем уже не согреться, только терпеть.

Дальше дорога пошла по сопкам, подъёмы сменялись спусками, было интересно. Но удовльствие портил туман и холод. Если бы не они, то за такую экскурсию не грех было бы и заплатить :) . Хотя, если честно, это сейчас по свежим впечатлениям я припоминаю невзгоды, а со временем, как правило, фиксируются только приятные впечатления… Когда-то буду вспоминать эту поездку с грустью… Я знаю, уже начал… грустить…

Сегодня без песцов. А будет ли вам итересно почитать и взглянуть на Бугрино? Надеюсь, что — да. Там, к тому же мне рассказали много интересных историй. Поделиться?

published on cemicvet.ru according to the materials dmitrynd.livejournal.com/

adminПрирода
Дорога на Бугрино. За 14 лет работы на Колгуеве, как только не приходилось мне добираться на работу и обратно. Самолётом, вертолётом, кораблём, на катере, пэтээской ( ПТС- плавающее транспортное средство, вездеход на гусеницах) . На пене -...