ТАТЬЯНА АБРАМОВА

ЧЕЛОВЕК В ПОИСКАХ СМЫСЛА

ВАЛЕНТИН ИВАНОВИЧ ПЕТРУШИН — доктор педагогических наук, профессор психологии, член правления профессионального медицинского объединения психотерапевтов и психологов, член Международной педагогической академии, профессор кафедры психологии Московского государственного педагогического университета. Так что профессиональный педагог и психолог соединились в его повседневной работе воедино. Основная сфера деятельности профессора Петрушина — помощь людям в преодолении трудных психологических ситуаций, возникающих в условиях стрессогенных факторов современной жизни, реальная возможность научить их сохранять оптимизм и стойкость в напряжённом жизненном ритме.

Как вернуться к своему призванию?

Когда Валентин Иванович помогает человеку, отягощённому мрачными и тревожными мыслями, выйти из невроза, он, прежде всего, интересуется, в каком виде деятельности тот чувствует себя наиболее комфортно. Нередко оказывается, что человек не смог найти для себя достойного дела, которое стал бы выполнять с интересом и увлечением, забывая о горестях и проблемах. И когда Валентину Ивановичу удаётся помочь человеку найти наилучшие точки приложения своих сил, раскрыть его творческие способности, многие невротические проблемы уходят сами собой. Поэтому мы говорим с профессором Первушиным о творчестве как основном лечебном факторе при любых болезненных состояниях, прежде всего психологического характера — затяжных стрессах, депрессиях, невротических расстройствах.

Каждому из нас присуще то, что психологи называют «акциональным голодом». Под этим термином подразумевается врождённая человеческая потребность в самореализации и естественном выражении своей внутренней сущности в каком-либо виде деятельности. И лучше всего, считает Петрушин, для этой цели подходит творчество — занятие любимым делом, особенно, когда оно может быть полезно другим людям.
Попав в сложную жизненную ситуацию, мы часто теряемся, теряем себя, не знаем, куда нам двигаться дальше. Если воодушевить такого человека, помочь ему избавиться от боязни перемен и вывести из статического болезненного состояния, начинается процесс коррекции, и неожиданно раскрываются его необыкновенно мощные творческие способности.

Николай Васильевич Гоголь, всю жизнь страдавший от тяжёлой депрессии, в своей «Авторской исповеди» так пишет о своей потребности в творчестве: «На меня находили припадки тоски, мне самому необъяснимой, которая происходила, может быть, от моего болезненного состояния. Чтобы развлекать самого себя, я выдумывал смешные лица и характеры, ставил их мысленно в самые смешные положения…»
Владимир Галактионович Короленко задался целью проследить по письмам Гоголя его настоящую жизнь и сопоставить её с его творчеством. Читая письма Гоголя, Короленко признавался, что испытывал самую настоящую душевную пытку, но затем он обращался к произведениям Гоголя, написанным в то же самое время и по его словам: «Точно светлый луч пронизывал мутную мглу, точно струя свежего воздуха врывалась в больничную палату!»

Об этом же феномене — живительной силе творчества — рассказывает Ромен Роллан на примере жизни великого композитора Рихарда Вагнера. «“Зигфрид” (имеется в виду одноимённая опера Вагнера) дышит совершенным здоровьем и неомрачённым счастьем — и удивительно, что был создан в страдании и болезни. Время его написания — одно из самых печальных в жизни Вагнера. Так почти всегда бывает в искусстве. Можно с уверенностью биться об заклад, что чаще всего произведения художника — как раз обратное его жизни, они говорят о том, чего ему не удалось пережить. Предмет искусства — возмещение художником того, чего он лишён. Исследователи стараются отыскать в “Тристане и Изольде” следы какой-либо любовной страсти Вагнера, а сам Вагнер с грустью сообщает: “Так как я всю свою жизнь никогда не испытывал настоящего счастья любви, то я хочу воздвигнуть памятник этой прекрасной мечте”».

Творчество дарит здоровье

— Творческая деятельность, — делится со мной своими мыслями профессор Петрушин, — как это видно из биографий великих учёных, писателей, художников, композиторов, и это подтверждено многими научными исследованиями, обладает удивительной способностью — поддерживать психосоматическое состояние человека на самом высоком уровне. Философы в этом случае говорят о благодатной трансцендентальной сущности человека, о его способности выходить за пределы своего обыденного бытия, становиться выше своих болезней и превратностей судьбы; психологи и физиологи — о возможностях творческой деятельности реально повышать жизнестойкость организма.

Творчество — это поиск либо новых идей, новых возможностей, либо новых форм в искусстве, либо новых способов самовыражения. Состояние творческой и поисковой активности всегда связано с мобилизацией внутренних резервов человека для преодоления и выхода из создавшейся ситуации. Именно эта мобилизация психологических и физических ресурсов помогает человеку справляться с любыми сложностями жизни и преодолевать любые болезни.

И наоборот, позитивный стресс сменяется негативным дистрессом, когда поиск уступает место отказу от такого поиска. Поэтому наименьшее число проблем, связанных со здоровьем, наблюдается у тех людей, кто в любой трудной ситуации сохраняет активность и испытывает при этом чувство ответственности. Отказ от борьбы, от надежд, от творчества, от противостояния трудностям — надёжный предвестник появления разнообразных заболеваний. Как специалист, я убеждён, что установка на пассивный отдых при выходе на пенсию — самое худшее, что может придумать для себя человек. И полагаю, что развитие потребности в поисковой активности, а, по моему представлению, потребности в творчестве, является важнейшим условием сохранения здоровья человека в любом возрасте.

Полностью погружаясь в творческий процесс, человек забывает о своих болезнях, трудностях и проблемах. Ведь усиление мозговой деятельности приводит к общей активизации обмена веществ и, вследствие этого, к улучшению иммунитета. А активное включение в работу левого полушария мозга приглушает деятельность правого, которое, как известно, часто предопределяет появление депрессий.

Корр.: Валентин Иванович, вашу мысль подтверждает ещё один великий писатель — Антон Павлович Чехов, который признавался в одном из своих писем: «Работая, я всегда бываю в хорошем настроении». Он даже писал о том, что для того, кто испытал наслаждение творчеством, все другие наслаждения уже не существуют.

— Именно поэтому можно утверждать, что творчество — прямой путь к долголетию. Из колоссального по своему объёму исследования российского специалиста А. Рубакина, изучившего жизненный путь 604 учёных, выяснилось, что 58,6% этих личностей прожили больше 70 лет, из них 150 человек прожили свыше 80 лет. При этом старческие изменения, связанные с прогрессирующим атеросклерозом и другими нарушениями, среди учёных и деятелей искусства — совсем редкое явление. Как тут не вспомнить великое по своей сути изречение Ромена Роллана: «Творить — значит убивать смерть». И могу привести массу подобных примеров.

Вы знаете, наверное, что Чарльз Дарвин был очень болезненным человеком и все свои тяжёлые душевные и физические кризисы учёный преодолевал с помощью работы, с головой уходя в свои исследования.

Современники великого Рахманинова в последние годы его жизни удивлялись после блестящего концерта: «Поразительно, как человек, который час тому назад едва мог двигаться, в концерте мог исполнить длинную программу так прекрасно, с таким подъёмом и вдохновением!»

У выдающегося дирижёра ХХ века Г. Караяна однажды во время концерта «пошёл» почечный камень. «Я почувствовал это, — признавался он в одном из интервью, — только после выступления. Обычно же ощущаешь такие боли, что просто катаешься по полу».

По мнению нашего великого хирурга Н. Бурденко, любая деятельность, связанная с творчеством, способствует выработке специальных гормонов: серотонина, дофамина, амфетамина, положительно влияющих на состояние человека, поскольку все они обладают тонизирующими и обезболивающими свойствами, придающими силы и омолаживающими человека.

Корр.: Но ведь не только писатели или художники знают о целительной силе творчества. Это знают и инженеры, и спортивные тренеры, и врачи, и учителя, и даже садоводы, и любой человек, который способен относиться к своему делу неравнодушно и предельно заинтересованно. Драмы и трагедии нынешнего времени заключаются в том, что сегодня многие люди вынуждены отказаться от своего призвания и идти работать не в ту область, к которой они призваны. Наверное, забвение своего призвания и отказ от творчества в любимом деле приводят к тяжёлым невротическим срывам, которые особенно сильны в так называемом кризисе середины жизни.

— Именно поэтому в современной психологии здоровья наличие творческой деятельности справедливо считается одним из определяющих условий полноценной жизни.

Все факты, наблюдения и закономерности, о которых мы с вами беседуем, послужили созданию одного из оригинальных направлений в современной психотерапии, получившего название терапия творческим самовыражением. Его основатель — отечественный психиатр и психотерапевт Марк Евгеньевич Бурно. Он занимается людьми с тягостными переживаниями, страдающими тревожными и депрессивными расстройствами. В основе метода Бурно лежат две основные идеи. Человек в процессе творчества может лучше узнать и понять особенности своего характера. А узнав свои сильные и слабые стороны, он может осознанно смягчить своё негативное состояние, решить свои проблемы. И второе — любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, именно вследствие этого в психике человека происходят позитивные изменения.

Корр.: Валентин Иванович, однажды я присутствовала на групповых занятиях у Марка Евгеньевича. Эти занятия проводятся в непринуждённой обстановке, при свечах, под мелодичную классическую музыку. Люди на этих встречах слушают рассказы своих товарищей о себе, видя на живых примерах, как творческая деятельность помогала другим выйти из тяжёлой ситуации. Они заряжаются позитивными примерами и понимают, что могут жить иначе, вдохновлённые возможностями собственной творческой деятельности, которая может иметь разнообразные формы: от обычной переписки с врачом, которая постепенно становится для кого-то самым важным этапом в жизни, до создания своих собственных великолепных произведений.

— Поскольку главный инструмент всякого творчества — проявление живой индивидуальности, то знаете, что происходит? И больные, и здоровые люди познают в творчестве свою уникальность, что очень важно, а также освобождаются от тягостной и угнетающей неопределённости. Терапия творческим самовыражением реально помогает человеку познать и изучить себя при помощи выявленной творческой деятельности, которая до сих пор дремала и ничем себя не выдавала, затем сознательно и целенаправленно прояснить свою индивидуальность и значимость. Она помогает найти своё место в социуме, обрести себя в творчестве, преодолеть любые кризисные состояния.

Но самое главное — уникальная целебность творчества заключается в том, что оно открывает и подсказывает человеку суть и смысл его существования. Ведь если этого смысла нет, то и жизнь называется бессмысленной. Проблему жизненного смысла в современной психологии впервые поднял и развил известный немецкий психиатр Виктор Франкл. В своей знаменитой книге «Человек в поисках смысла» он написал замечательные слова: «Стремление найти смысл — первичная сила в жизни человека. Люди нуждаются в том, ради чего стоит жить. Огромную психотерапевтическую ценность имеет убеждённость человека в том, что ему есть ради чего жить. И ничто так не помогает человеку преодолевать объективные трудности и переносить субъективные неприятности, как сознание того, что перед ним стоит важная жизненная задача».

Человек побеждающий

Сам Франкл, родившийся в Вене в 1905 году, всю свою жизнь искал смысл собственного существования. По его же собственным словам, он нашёл его в том, чтобы «помогать другим людям увидеть смысл в своей жизни». Три года, с 1942 по 1945 год, Франкл провёл в концлагере нацистов. Он воочию видел, как человеческие качества могут по-разному проявляться в чрезвычайных обстоятельствах. Большинство заключённых в лагере потеряли весь смысл своего существования и сдались под гнётом невыносимых условий. Но некоторые люди превратили свои трагедии в подвиги служения другим. И Франкл сделал из своих наблюдений и собственного подвижничества главный вывод: «Тот, кому есть для чего жить, может перенести почти любое как». В концлагере Дахау, в котором находился Франкл, если человек терял смысл жизни, его выживание практически сводилось к нулю. При любых обстоятельствах, считал Франкл, человек способен занять осмысленную позицию по отношению к своим страданиям и даже придать им глубокий жизненный смысл.

Сталкиваясь со своей трудной судьбой и вынужденный её принимать, человек тем не менее имеет возможность выбора. Мужество, которое он проявляет в страданиях, достоинство, которое он демонстрирует, будучи приговорённым и обречённым, — всё это является мерой того, насколько он состоялся как человек. Нахождение смысла в ситуациях, представляющихся безысходными, профессор Петрушин считает высшим достижением человеческого духа. Жизнь человека может и должна сохранять свой смысл до конца — до последнего часа. Он приводит мне слова Гёте, повторенные Франклом: «Не существует затруднительного положения, которое мы не могли бы облагородить либо терпением, либо деянием».

Помочь человеку найти смысл своего существования — непростая задача даже для такого профессионала, каким является Валентин Иванович Петрушин. И он не предлагает помощь напрямую, в виде конкретного совета. Глубокий, внутренний — экзистенциальный анализ ситуации помогает самому человеку осознать ответственность за реализацию своих жизненных целей. Самое важное — помочь человеку найти своё призвание, любимое дело, в котором он может раствориться полностью, чтобы обрести смысл своей жизни. При этом чем больше человек воспринимает свою жизнь, как выполнение поставленных перед ним серьёзных задач, тем более наполненной смыслом она ему кажется.

Конечно, с течением жизни в разные её периоды смыслы меняются. У молодого человека — одни смыслы, у пожилого — совсем другие. Увидеть, почувствовать и познать их в каждый текущий момент бытия и помогает отчаявшимся людям Петрушин. И чаще всего смысл «приходит» к человеку, когда ему удаётся найти творческое дело по душе, когда его интересы начинают выходить за пределы самого себя, сосредотачиваются на деле, полезном не только ему, но и многим другим.

То, о чём мы говорим с профессором Петрушиным, очень близко к направлению современной психотерапии, которое называется аретотерапией, то есть лечением высокими идеалами и нравственным самосовершенствованием. Основателем этого направления считается немецкий психиатр И. Марциновский. Он рассматривал мировоззрение человека как решающий фактор его выздоровления. Из различных точек зрения на жизнь двух людей следствием является то, что одно и то же событие на одного человека действует подавляющим образом, а на другого — возвышающим. Поэтому за исходный момент лечения он брал не органы тела человека, а всю его психику с кажущимися неразрешимыми внутренними конфликтами и напряжениями.

Свою цель и идеологию лечения И. Марциновский сформулировал так: «Я хотел бы сделать из нервного, слабого человека посредством врачебной воспитательной терапии сильную, утвердившуюся в себе личность, которая возвышалась бы над вещами и обстоятельствами и освободилась бы от жалкой зависимости от них, чтобы любовь, доброта и сила могли стать на место нервного раздражения».

Неприятности жизни, именуемые стрессами, для многих людей являются пусковыми механизмами их заболеваний. Инсульт и инфаркт, астма и язва рассматриваются врачами как следствия пережитых стрессов. Но эти болезни, как считает Валентин Иванович Петрушин, которому близки идеи Марциновского, лишь показывают зависимость современного человека от внешних условий и ситуаций. Человек считает, что, если бы обстоятельства были другими, он бы не заболел. Но истинную причину болезни надо искать внутри себя — в своих неверных установках и реакциях. И объектом лечения и изменений должна стать не окружающая среда, а растерзанность души самого пациента. И при лечении Первушин ведёт речь не о приёме каких-либо лекарств, а о выработке нового мировоззрения и такого нравственного состояния, которое уже не разрушается при ударах судьбы.
— Движение к высокой и благородной цели, вера в успех помогают преодолевать все препятствия, в том числе и болезни, порой даже, не замечая их, — говорит Валентин Иванович. — Только тогда, когда человек перерастёт своё страдание, как нечто, недостойное его внимания, он опять сделается сильным, жизнерадостным и свободным от постоянных мыслей о том, от чего он считает себя зависимым.
Можно почувствовать себя маленькой каплей воды в потоке ручья, который несётся навстречу огромному морю. Но понять бушевание потока и его силу можно, лишь став на выдающуюся высоту, откуда взор может следить за течением ручья до тех пор, пока он не вольётся в море и сам не станет морем, могучим и сильным.
От болезней никто не застрахован. Но я считаю, что с человеком случается только то, к чему он уже был внутренне настроен. Это означает, что из сотни существующих возможностей человек имеет возможность всегда сделать выбор. Будь высок своим духом, имей цель и смысл своей жизни, и тогда тебя не коснутся опасности судьбы.

Эти слова Петрушина заставляют по-новому взглянуть на идею Достоевского о том, что красота спасёт мир. Если каждый из нас будет иметь в сердце своём высокие идеалы, то тем самым он сможет спасти не только себя, но и многих. И для этого в том числе оказывается важным питать свою душу высоким искусством.
Вот и получается, что ключевую роль в защите от стрессов и сопутствующих им различных заболеваний играет осознание смысла своей жизни, своих жизненных целей. Человек, сделавший главный жизненный выбор, в значительной мере предрешил все свои дальнейшие действия и тем самым избавил себя от колебаний и страхов. Попадая в трудную жизненную ситуацию, он соотносит её значение с главными жизненными ценностями, и своевременность подобного анализа нормализует его новое душевное и физическое состояния.

А основоположник теории стрессов Ганс Селье написал по этому поводу: «Чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой сложную и своевременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которой требует напряжённой работы. Отсутствие же таковой цели — один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание».

Большинство проблем, с которыми приходится сталкиваться профессору Петрушину в своей работе, связаны, прежде всего, с неверием людей в свои силы, заниженной самооценкой, неврозами, агрессией, тревогами, депрессией. Все эти негативные переживания закрывают перед человеком те большие возможности, которые предоставляет ему судьба для активной, успешной и полноценной жизни. Открыть эти возможности заново, научить человека быть счастливым — Валентин Иванович Петрушин считает своей основной задачей, главным смыслом своей жизни.

published on cemicvet.ru according to the materials namsvet.ru

Интересное вокруг
...