ВАДИМ КУЛИНЧЕНКО,
посёлок Купавна,
Московская область

О РУССКОМ МИРОЛЮБИИ

Но если кто с мечом к нам войдёт,
от меча и погибнет!
На том стоит и стоять будет
Русская Земля!
Фильм «Александр Невский» (1938),
режиссёр С. Эйзенштейн

В мире бытует мнение о том, что русские не так миролюбивы, как пытаются убедить в этом других. И даже господствующий после революции 1917 года лозунг «Перекуём мечи на орало!» не убедил иностранцев в миролюбии русских. Все, и особенно Запад, обвиняют Россию в воинственности, пытаясь этим оправдать собственную агрессивность. Возьмите ту же пресловутую систему ПРО! Но так ли мы виноваты в том, в чём нас пытаются обвинить?

В русской литературе и публицистике, особенно в современной, очень много и очень убедительно пишется о врождённом миролюбии русского народа. Себя мы в этом, кажется, вполне убедили. Даже готовы идти на любые уступки, лишь бы в это поверили и другие. Однако иностранцы продолжают держаться своего мнения: они продолжают утверждать, что русские на протяжении своей истории покорили десятки других народов и захватили шестую часть территории земной поверхности….

Кто же прав? Попробуем немного разобраться.

Всем известен постулат — «Хочешь мира — готовься к войне!». Стремление к тихой и мирной жизни очень часто порождает необходимость вооружённой силой обеспечить себе покой. А когда это приходится делать постоянно, у самого миролюбивого по своей природе народа, а именно такими были наши древние предки, вырабатывается если не воинственность, то нечто весьма на неё похожее: боевой навык, искусство воевать и высокие боевые качества, постоянная готовность к сопротивлению захватчикам.

Русский народ был историей поставлен в такие рамки, когда его плодородные земли и тучные пастбища испокон веков были вожделенными для соседей и пришельцев. Готы, гунны, авары, торки, печенеги, хазары, половцы, монголо-татары, скандинавы, венгры, турки, литовцы, поляки… и, чего греха таить, даже англичане (экспедиция Ричарда Ченслора в 1553 году. — В. К.) мечтали о российских колониях. И, наконец, немцы со своим упорным «дрангом» — кто только не посягал на Русь! Все получили достойный отпор. Если бы наши предки при таких обстоятельствах особенно усердствовали в проявлении миролюбия, от них, а значит, от нас давно бы и памяти не осталось.

Сегодня другая напасть — уже не земля, а её богатые недра не дают покоя другим. Русский народ, привыкший к открытой борьбе, не выработал в себе, к сожалению, иммунитета ко лжи, хитрости и коварству. Русская душа нараспашку. И здесь появляется опасность проиграть в коварной «диплома-тической» игре. Первый этап русские уже проиграли…

Но вернёмся к истории. В доимперский период русский народ вёл очень мало агрессивных войн с целью поживиться чужим добром или чужой территорией. Отбивали нападения, прогоняли врагов и возвращались в свои пределы. Расширились во много раз только за счёт Сибири. Но фактически она была пустым пространством, и её заняли почти без всякого кровопролития. Это было не завоевание, а скорее, освоение, которое не закончено до сих пор…

Да и Пётр I, прежде всего, не завоёвывал, а возвращал своё, прежде утерянное. После него действительно немного увлеклись и изрядно округлили империю — главным образом за счёт Азии. Но, если быть справедливыми, то «покорённые» народы от этого никак не пострадали, а скорее, наоборот, выиграли. Под властью турок и местных деспотов они жили гораздо хуже. Это мы наблюдаем и сегодня после распада Союза. И потом, на русских людей и земли на протяжении их истории столько раз нападали, что обеспечение мира на своих границах стало естественной потребностью.

При этом стоит обратить внимание на следующее: наши предки скифы, как известно, поклонялись воткнутому в землю мечу (акинак). У всех родственных нам славянских племён, особенно у бодри-чей и ругов, ближе всего к нам стоящих, превыше всего почитался бог войны Световит — золотой идол с поднятым мечом в руке. В языческой Руси главный бог Сварог особой популярностью не пользовался, его заслонял Перун — бог войны и грозы. Государственной эмблемой дохристианской Руси был трезубец — предмет вооружения. Ныне это эмблема Украины, что указывает на наше несомненное родство. С принятием христианства, когда появились новые святые, нужно было выбирать новые эмблемы и символы.

Из всего сонма святых были выбраны два воителя: архангел Михаил — глава небесного воинства, который изображался с мечом в руке (что, наверное, соответствовало Световиту. — В. К.), и Георгий Победоносец — всадник, вооружённый копьём. Первый становится покровителем Киевского и Черниговского великих княжеств, а второй — Суздальского и Московского. Их изображения фигурируют на древне-русских стягах, гербах и печатях. Из прочих святых особо чтимыми становятся Илья, которому приписывались некоторые функции Перуна, и несколько позже — Николай-угодник, по преданию побивший Ария.

Имя Георгия Победоносца увековечено не только в названиях городов и монастырей, его имя носили сын первого крестителя Руси Владимира Ярослав Мудрый, в крещении Георгий, и основатель Москвы Юрий Долгорукий.

Принятие христианства сыграло немалую роль в развитии русской государственности. Русь, ставшая христианской, была уравнена с государствами, принявшими одну из главнейших мировых религий. Причастность или непричастность к мировым религиям в то время значила многое. «Да, караваны их богаты, воины — сильны, — рассуждали христианские иноземцы о русских, — но они — язычники, им нельзя верить, они дики и неразвиты».

И вот, когда наши предки приняли христианство, развили письменность, построили каменные здания, возвели церкви, стали поклоняться тем же богам, что и христианские народы, Русь вроде бы стала одной из мировых держав, но не получила полного доверия. Её богатства манили и братьев-христиан (только две Отечественные войны чего стоят?! — В. К.), и братьев-мусульман. Необъятность российских просторов, не раз спасавшая державу от гибели, являвшаяся, казалась бы, её благом, стала одновре-менно её проклятием.

Сама по себе необъятность и многообразие России — следствие её многовекового территориального расширения, в основном мирным путём. Нельзя забывать такой вопрос, как мирная крестьянская колонизация трёх последних веков не освоенных ранее земель, беспрецедентное в мировой истории добровольное вхождение в состав Российской империи целого ряда народов, неуклонный рост численности коренного населения Сибири.

Всё дело в том, что Россия никогда не была одноликой, однозначной, одномерной. На протяжении тысячелетней истории в её облике сочетались черты разных эпох, разных частей света и географиче-ских регионов, разных народов и племён. Уникален каждый регион России в отдельности, а в сово-купности все они дают поразительный по масштабности и многообразию спектр.

Поднятая тема необъятна и актуальна, быть может, как никогда раньше. Тема, если можно так вы-разиться, обидчивая, тонкая, больная. Она вплотную связана с воспитанием подлинного патриотизма и подлинного интернационализма. Опыт общения разных народов должен быть хорошо известен и усвоен современным сознанием на современном, достойном развитых людей уровне, помнящих слова поэта Ярослава Смелякова на «Историю России» Соловьёва:

История не только суесловье,
трудна её народная стезя.
Её страницы, залитые кровью,
нельзя любить бездумною любовью
и не любить без памяти нельзя.

published on cemicvet.ru according to the materials namsvet.ru

Интересное вокруг
...