ТАТЬЯНА ШУТОВА

«ЦВЕТЫ ЗЛА», ИЛИ СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ АССАСИНОВ

Актуальной проблемой нашего времени становится терроризм. Терроризм индивидуальный, групповой, государственный. Проблема терроризма изучается с различных сторон. Психологов интересуют не столько политические или правовые, сколько психологические, личностные и социально-психологические аспекты проблемы. Мы же коснёмся аспекта культурологического, того, как воспринимались и воспринимаются террористы, эти «цветы зла», в литературе и искусстве, а затем и в массовом сознании.

Терроризм — кошмар нашего времени. Исламский терроризм — угроза миру. Террористы-маргиналы, не нашедшие места в социуме. Расхожие утверждения современных СМИ и потребляющих их продукцию обывателей. Он, терроризм, — явление, настолько распространённое во времени и пространстве, что даёт возможность говорить о его алгоритмах, а так же о том, как реагируют на него общество и культура. Проявлением терроризма является теракт, который прежде всего спектакль, где необходимы персонажи, подобные тем, кто участвует в театральном действе. Для того чтобы обозначить действующих лиц кровавых драм, поставленных современным терроризмом, определить их характер, целеполагание или отсутствие таковых, нам придётся обратиться к истокам терроризма, увидев в ретроспективе то, с чем бороться, чему противостоять.

Вернуться придётся в XI век в горы Аламута, где именно и возник измаилитский орден «Горного орла» Хасана ас-Саббаха. Значит, всё же исламский? Терпение, всё не так просто. В члены ордена набирались мальчики-сироты, дети бедняков, становясь воспитанниками учителя. Именно так происходило много веков спустя в Афганистане, где появились талибы, что в переводе значит ученики. В Талибан тоже вначале набирали детей, осиротевших в результате войны. Так значит маргиналы — обездоленные и необразованные люди? И снова суждение, которое легко опровергнуть. Но вернёмся в Персию. В середине 90-х годов XI века ас-Саббаху удалось хитростью захватить на севере страны неприступную горную крепость Аламут (Орлиное гнездо). Там он объявил себя шейхом и вскоре получил в народе прозвище Старец Горы. Для своей безопасности и борьбы с противниками он организовал тайный орден, своего рода «боевое крыло» секты исмаилитов, наводивший ужас на окружающий мир. В него ас-Саббах отбирал физически крепких и отчаянных молодых людей. Образование в ордене «Горного орла» было блестящим. Ученики знали иностранные языки, ритуалы и обряды различных народов так, что могли пройти сквозь всю Европу в одеянии христианского монаха, дервиша, торговца и незаподозренными прийти ко двору короля Ричарда Львиное Сердце или ко дворцу султана. Чётких политических целей орден не ставил, он был то за тех, то за этих. Главная цель — держать людей в ужасе, сделав покорными. Метод борьбы — убийства. Убивали и христиан, и мусульман. И жертв были тысячи, среди них 5 султанов, 3 халифа, 6 визирей, наместники областей, исламские духовные лица, правители государств, созданных крестоносцами, — князь Раймунд Триполийский и маркграф Конрад Монферратский. В основе ордена было беспрекословное подчинение его главе, а взращивалось повиновение теми же методами, которые используют ныне руководители тоталитарных сект. Члены ордена называли себя фидаями, фидаинами. Европейцы были потрясены, терроризированы и поражались тому, что фидаи шли на смерть бесстрашно, с улыбкой на устах. Накурились анаши, считали европейцы, будучи не в силах найти иного объяснения подобному поведению. Анаша — это гашиш, и в Европе таких людей стали называть анашисты, гашишины, хашишины, что дало в фонетической переозвучке в разных языках ассасины. Так в вокабулярах почти всех европейских языков появилось новое слово «ассасин» со значением «убийца».

Если говорить о гашише, то какой мужчина на Востоке хоть раз не пробовал наркотика, а вот эффекта, подобного вышеописанному, анаша не даёт. Тут были другие, более сильные наркотики, о чём говорил последний поэт Британской империи Киплинг: «Что опьяняет нас больше вина: лошади, женщины, власть и война». Последние два наркотика — сильнейшие, излечиться от которых, раз попробовав, под силу не многим. Главной целью террора, что в переводе и означает «ужас», является наркотик по имени власть. Власть над человеком, над людьми, над народами, упоение страхом перед носителем смерти, тем, у кого в руках власть над жизнью. Киплинг упоминает и другой наркотик по имени война. Про это сказал «наше всё» Пушкин: «Есть упоение в бою и мрачной бездны на краю». Поставим акцент на «упоение». Это многажды сильнее, чем то адреналиновое опьянение, которое стремятся испытать так называемые экстремалы. Это чувство, которое испытывают люди, побывавшие в атмосфере войны, где родным и близким становится человек, недавно совсем незнакомый, где стираются социальные рамки, образовательные цензы. Потом, когда человек живёт в мирной обстановке, мир кажется ему чёрно-белым, лживым и пресным. И его тянет снова в ту атмосферу, где есть братья и есть враги, где ясно и чётко поделены роли и неизвестно то, что случится в следующую минуту. Отсюда часто и идут в «солдаты удачи», ландскнехты, наёмники, бродячие рыцари. Не этими ли «наркотиками» напитаны те, кто составляет сейчас основу «боевого ордена» ИГИЛ, запрещённого во многих странах мира?

 

 

 

 

published on cemicvet.ru according to the materials namsvet.ru

adminИнтересное вокруг
...