Природа и Человек, XXI век, январский номер 2016 года: ВЕРТИКАЛЬ КРЕЩЕНИЯ
ВЕРТИКАЛЬ КРЕЩЕНИЯ
Какой будет наша жизнь?.. Это во многом зависит от её начала, от первых впечатлений, от первых настроек на окружающий мир. Очень важно, когда жизнь начинается, эту жизнь заключить в обряд, как картину в раму. Так делалось в советской школе, когда нас всех принимали в пионеры и комсомольцы. Так делается и сейчас в армии, когда принимается присяга, и в медицинском институте, когда читается клятва Гиппократа.
Жизнь через обряд как бы сама втягивает людей в себя, чтобы ей было легче, чтобы слаженно работали её механизмы: механизм армии, механизм брака, механизм врачевания. Везде свои правила игры, соблюдая которые, вписываешься в новое для себя пространство, становишься новым винтиком хорошо отлаженной машины. Важно, чтобы везде, с приходом нового человека машина не стала давать сбои.
Это как раз говорит о том, что жизнь волшебна, что она не только материальна, что в каждом её ящичке работает свой волшебный механизм и Главный Механик не хочет, чтобы кто-то эти волшебные механизмы тормозил. Ведь если все механизмы работают слаженно, то в идеале создаётся такая общая слаженность, что впору забыть, что за этим стоит вообще какая либо механика, а наоборот, это вся Вселенная по велению Творца дышит одним слаженным дыханием! Люди до поры до времени не видят этой возможной гармонии и понимают необходимость подчинения только в определённом возрасте.
Отсюда вывод: когда мы с самого рождения попадаем в обряд, не только наша жизнь катится, будто смазанное колесо, но и нам потом проще жить, мы легче включаемся в игру, нам легче жить по чужим правилам.
И наоборот, если обряд проходит мимо нас, то жизнь наша тормозит и стопорится, и мы потом нигде не вписываемся. Некрещёный человек, например в армии, требования к себе сержантов и офицеров часто принимает за придирки, а то и за личные оскорбления. А крещёному легче, он понимает, что ради общего порядка надо смириться. А порядок — это нечто божественное.
И тут очень важна роль Церкви, которая соприкасается с человеком до армии, до всяких принудительных институтов. И она вырабатывает смирение и терпение, чтобы не спрашивал человек, почему молитва «Отче наш» произносится именно так: «Отче наш, иже еси на небесех. Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли…»
И пусть даже тебе это кажется примитивным или неправильным, не спрашивай, почему это так. Тысячу лет люди говорят эти слова, и они действуют, они работают. Почему же ты хочешь сразу сломать этот порядок, не подчинившись ему? То есть привыкни к тому, что есть некоторые вещи, которые не надо понимать и не надо объяснять, а надо просто принять и выполнять.
Ты хочешь общаться с Богом? Так вот не будет тебе другого пути к Нему, как только через смирение, через принятие того, что Он дал и что сложилось в течение веков. Пока не станешь произносить слова молитвы и совершать принятые действия без тени сомнения в них, пока ты эти сомнения из себя не выгонишь, ничего тебе не будет. И крещёный человек, бывая в церкви, довольно быстро на себе убеждается, что действительно, как только все сомнения из себя выгоняешь, то сразу чувствуешь некий трепет и становится легко во всё верить и принимать многое из того, что раньше отвергалось. А потом умный батюшка тебе и объясняет: «Да, сын мой, ты потому и не слышал в себе голос Божий, что не очищал свою душу, загрязненную сомнениями да неприятием. Бог не мог к тебе руку протянуть».
Древнее славянское значение слова «обряд» — одежда. Обряжать — значит одевать, то есть последовательно надевать фрагменты одежды, каждый из которых своей формой и украшениями играет свою уникальную роль. В целом же каждый обряд выражает какое-то важное понятие.
Обряд крещения, например, отражает как бы двойственную суть человека на земле. С одной стороны, человек несёт в себе упорядоченность (хотя бы потому, что мать и отец зачали его и воспроизвели на свет сложившимся упорядоченным способом), а, с другой стороны, человек несёт в себе хаос природы, первобытное начало, неподчиненые никому.
Как у Пушкина:
Зачем крутится ветр в овраге,
Взметает пыль и лист несёт,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждёт?
Зачем от гор и мимо башен
Летит орёл, угрюм и страшен,
На чахлый пень? Спроси его!
Зачем Отелло своего
Младая любит Дездемона?
Затем, что ветру, и орлу,
И сердцу девы нет закона!
Так вот и у каждого из нас в душе есть эти дикие уголки, где нет закона. Начинается этот закон, когда батюшка подходит к ребёнку с крестом, как с наглядным и величественным символом порядка, символом обряда, ритуала, знаком того, что придётся подчинять себя, когда надо.
При подготовке к крещению (Православная церковь отмечает Крещение Господне как праздник, 19 января) человека помазывают елеем — маслом, которое предварительно благословляется, освящается. Это символ приобщения к православному миру, со всеми его таинствами и каналами связей с Божественным, но и тоже упорядочивание, встраивание в духовную систему…
Раньше такое упорядочивание, такое встраивание в систему духовных ценностей делала советская система воспитания, предлагая идеалы и участие в организациях (октябрята, пионеры, комсомольцы, коммунисты), формируя осознание важности общественного прежде личного. И мы выполняли свой долг — ехали на целину, на картошку, в стройотряды. Это работало. А теперь осталась одна Церковь с её воспитанием смирения.
В каждом из нас борются хаос и порядок, и, когда художник собирается изобразить обряд, то за этим намерением стоит подспудное желание прикоснуться к порядку, к волшебным механизмам, которые работают в любой сфере. Почему и говорят, что жизнь — это машина, в ней масса механизмов или блоков (Церковь, политика, тюрьма, спорт, досуг), а люди — это маленькие винтики, работающие в этой гигантской машине, выполняющие ритуал. И всё это работает только потому, что есть механизмы смирения. Иначе вся машина рухнет.
Наречение ребёнка (или взрослого) именем при крещении — ещё одна ниточка, привязывающая человека к порядку, укрепляющая смирение и в то же время дающая силу. Во-первых, нарекать принято было в честь святого или святой, чей день был самым близким ко дню рождения младенца. Тогда высокий покровитель, имеющий заслуги перед Богом, сможет помогать своему подопечному, да и человек потом сможет постоянно обращаться к нему, так же как и к своему ангелу-хранителю. Считалось, что, если рубашку, в которой крестили первого ребёнка, надевать потом на всех последующих детей, все они полюбят друг друга.
В процессе обряда крещения священник читает ряд молитв о том, чтобы эти воды получили, благодатью Святого Духа, те свойства освящения и очищения, которые когда-то (когда собирались у Иордана ученики Иоанна Крестителя и пришёл к этой реке креститься в ней Сам Господь наш) были присвоены реке Иордану.
То есть произнесением одних и тех же тысячекратно повторяющихся слов, относящихся к библейским временам, священник как бы вызывает эти времена, эти события, эту священную реку Иордан, Иоанна Крестителя с учениками и самого Христа, Который пришёл сюда, чтобы окреститься. Вот что такое обряд крещения!
После того как человек (или ребёнок) крестился, то есть погрузился в эти воды при словах: «Крещается раб Божий такой-то (раба Божия такая-то) во имя Отца и Сына и Святаго Духа», — он выходит из этих вод обновлённый и в знак вновь обретённой чистоты облекается в белую одежду.
Затем трижды (повторение — признак любого обряда, как бы в знак вечности) совершается шествие вокруг купели; священник идёт впереди с крестом, за ним несут ребёнка, а хор поёт: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», то есть те, которые погрузились в Него, теперь как бы одеты Его чистотой.
Затем читается послание апостола Павла, где говорится о том, что мы погружаемся в эти воды для того, чтобы умереть ко всему, что чуждо и Богу, и Христу, и нам самим, и восстаём в обновлённой жизни.
И наконец последнее действие этого обряда — миропомазание.
Миро — это особого рода масло, освящаемое раз в год патриархом вместе с епископами. Оно изготовляется и раздаётся всем священникам, чтобы они могли, как бы из одного источника, помазывать крещаемых. И это помазание символично, потому что слово «Христос» в переводе с греческого языка как раз и означает «Помазанник».
На картине художника Юрия Сергеева «Крестины» впечатления от крещения, которое у него состоялось только в 29 лет, когда он был уже взрослый. Его поразила роскошь иконостаса и величие обряда, который окружает крещение.
Да и само крещение, если задуматься, сразу возносит нас до небес — маленький человечек получает благословение и пропуск в мир на самом высоком уровне, когда включаются высшие, заложенные в нас Богом программы, так что потом, с такого уровня ему будет трудно опуститься до уровня невежи и вандала.
Художника поразила во время его крещения «тощая» свеча. Огромная расписная свеча, всегда стоящая у алтаря. Почти полтора метра в высоту и в ладонь толщиной, она почему-то называлась тощей. Запахи свечей, ладана, величественный порядок движений церковнослужителей, сияющее паникадило…
Мы ещё так мало знаем об обряде крещения. Как нужно держать ребёнка: на вытянутых руках или прижимать к себе, высоко (на уровне души) или низко? Ведь батюшка общается с ребёнком на уровне духа. Работает дух, раз все стоят вертикально. И, вообще, в нашей Православной церкви всё делается вертикально, душа трудится, работает дух. И службы длятся по пять-шесть часов подряд. Для католиков, которым в костёле предоставляются скамьи и скамеечки для ног, это тяжело. А нашим православным такой труд не в тягость, а если есть у нас скамейки, то они для больных и немощных…
Важно, что маленький человечек этой вертикалью заряжается в храме на всю жизнь…
ГЕРМАН АРУТЮНОВ
published on cemicvet.ru according to the materials namsvet.ru
https://cemicvet.ru/interesno/priroda-i-chelovek-xxi-vek-ianvarskii-nomer-2016-goda-vertikal-kresheniia-2/Интересное вокруг
Добавить комментарий